Многим любителям малых плавсредств, рано или поздно, надоедает грести веслами, и они начинают задумываться о моторе. И вопрос решаем – разнообразие подвесных моторов – велико, и требуют они совсем чуть-чуть денег, но главное – транцевой доски, на которую специальными струбцинами этот мотор и крепится. Наличие транцевой доски на надувной или жесткокорпусной лодке, уже подразумевает, что производитель лодки рассчитывал на её использование в качестве моторной.
А если у нас лодка без специального транца, и таковых много – резиновые надувные, гребные классической формы. А мотор-то хочется, и он у нас, предположим, уже есть – демонтированный, двухтактный до 50 кубических см, скутер благополучно разобран, пластик выброшен, колеса пристроены, вариатор подарен соседским пацанам.
Двигатель для скутера хорош уже тем, что зачастую может быть заведен от маленького аккумулятора, или заводной веревкой с обгонной муфтой. Его обычная среда обитания подразумевает, что двигатель вместе с мотоциклом наклоняется в разные стороны, карбюратор установлен на двигателе, охлаждение воздушное, остается бак приспособить, желательно над карбюратором, можно и нужно на гибком шланге, с обязательным краном перекрывания подачи топлива. Масло у таких двигателей добавляется в бензобак, управление газом – через ручку дроссельной заслонки и тросик.
Сцепление и тормоза на плавсредствах отсутствуют как класс, поэтому нам нужно снять вращение и передать её на винт. Винт подбирается под направление оборотов вращения выходного вала имеющегося у нас двигателя. Нужно понимать, что заднего хода – реверса, в нашем упрощенном случае не будет, и с рыбалки нужно будет возвращаться, сделав круг, а не задним ходом, как некоторые привыкли.
При установке винта, очень важно не забыть поставить срезную шпильку, которая сохраняет двигатель, при ударе винта о твердую поверхность, пожертвовав собой.
Задача передачи вращения от двигателя на ходовой винт может быть решена примерно так же, как триммер, он же бензиновая коса, передает вращение на леску – прямой вал в трубке, на подшипниках. При подобном решении, моторная лодка становится похожа на азиатские. Когда лодочный мотор представляет собой не двигатель, подвешенный за транцем и передающий вращение через ногу – редуктор, а длинный триммер на подставке, которая позволяет поднимать и опускать винт. Что довольно удобно, так как, если под винт подставить деталь типа маленькой лыжи, то и мотор сам приподнимется при наезде на препятствие, и винт не пострадает. Также подставка, которую можно разместить на задней банке (так называют скамейки в лодках), позволяет поворачивать мотор с винтом на ноге вправо и влево.
Таким образом, крупноузловое решение нашей задачи следующее:
На задней банке размещается подставка, на которой устанавливается емкость для топлива (крышка должна быть вентилируемой, иначе за счет создавшегося разряжения бензин может не поступать в двигатель). На подставке шарнир, причем он может быть сделан и в виде карданного соединения, с трубой, в которой установлен передающий вращение от двигателя к винту вал. На конце вала – ходовой винт, с требуемым шагом и направлением. Более подробное описание потребует точных технических характеристик лодки, мотора, расположение задней банки, возможно её дополнительная установка.
Данное техническое решение имеет право на жизнь, оно принципиально просто, надежно, и весьма бюджетно.