Сегодня все чаще говорят о зеленой электроэнергии. Не уходят от проблемы и умельцы, предлагая разные конструкции устройств, позволяющих получать бесплатную энергию. Свои разработки они используют для питания, например, светодиодных фонарей, которыми освещают дворовую территорию, для иных целей.
Предлагаемый вариант ветрогенератора отличается простотой. Его не нужно предварительно рассчитывать. Для изготовления не требуются дорогие комплектующие, материалы. Как электрогенератор используют двигатель, работающий от постоянного тока напряжением 24 В, ток – 0,7 А.
Электродвигатель для ветрогенератора берут, от счетной машинки – такими ранее широко пользовались для производства разных вычислений. Он с постоянными магнитами, его не нужно переделывать и даже дорабатывать. У такого мотора есть свойство обратимости – если вращать его вал, то с контактов можно снимать напряжение.
Вращение электрогенератора в устройстве производится пропеллером. Его, чтобы сделать проще конструкцию, можно взять их промышленного вентилятора – выбирают тот, у которого подходящий посадочный диаметр. Чтобы увеличить крутящий момент, который пропеллер передает на вал генератора, лопасти вентилятора удлиняют, используя тонкостенные металлические накладки, имеющие профиль, близкий к оригиналу.
Описанный вариант пропеллера обладает недостаточной жесткостью, потому подходит для регионов, в которых не бывает сильных ветров. Более универсальный пропеллер лучше изготовить самостоятельно, подобрав его конструкцию так, чтобы даже при слабом ветре лопасти обеспечивали преодоление залипания вала и начинали вращаться.
Изготовление пропеллера начинают с подбора или изготовления ступицы. Это может быть фланец из сплава алюминия. У него толщина 4 мм, 5-сантиметровый наружный диаметр. По центру есть осевое отверстие, диаметр которого одинаков с диаметром выходного вала электродвигателя. По краям фланца устроены равномерно отверстия, к которым крепятся лопасти. Ступицу устанавливают на вал с помощью одного-двух стопорных болтов.
Лопасти пропеллера изготавливают из листа оцинкованного металла, имеющего толщину 0,4…0,5 мм. Вырезают четыре заготовки в виде равнобедренной трапеции – высотой 25 см, длиной оснований 5 и 2 см. Сгибают их вдоль по оси до угла 45° – этим формируют ребро жесткости. По условиям безопасности скругляют острые верхние углы заготовок.
Каждую из приготовленных лопастей устанавливают на ступицу. Вначале ее кладут так, чтобы линия сгиба была расположена над осью, а половина основания, которая лежит на фланце, – не перекрывала крепежное отверстия ступицы. После определяют расположение отверстия, сверлят его и, используя болты, крепят лопасти к поверхности фланца.
Выполняют балансировку пропеллера. Его размещают центральным отверстием на горизонтально установленном стержне, который имеет такой же диаметр, как и выходной вал двигателя. Одна из лопастей при этом опустится вниз.
Поворачивают пропеллер на 90°, отпускают. Если лопасть опять займет нижнее положение, то ее облегчают, обрезая с боку узкую полоску металла. Так делают до тех пор, пока пропеллер не будет оставаться в положении, на которое его поворачивают.
Флюгерную часть ветрогенератора делают 25-сантиметровой длины из алюминиевого уголка 20х20. Одну его полку снабжают вертикальным стабилизатором; вторую – хомутом, который нужен для крепления к корпусу электродвигателя. Вблизи передней части уголка (уточняют по расположению центра тяжести всей конструкции), к горизонтальной его полке приваривают стержень, который будет осью вращения ветрогенератора в горизонтальной плоскости.
В передней части флюгера крепят хомутом электродвигатель. Защищают его от атмосферных осадков пластиковым чехлом, который. На выходной вал мотора устанавливают пропеллер.
Дальше занимаются отладкой ветрогенератора. Устанавливают его на открытом месте, располагая навстречу ветру. Корректируют угол отгиба на отогнутых частях лопастей, уменьшая его к краям до 10…15°.
Делают стойку под ветрогенератор из куска водопроводной трубы. Ее длина должна обеспечивать устройству расположение выше крон окружающих деревьев. Закрепляют стойку, в ее верхний конец вводят установочный стержень агрегата. На последнем предварительно размещают промежуточную шайбу, пружину, защитную шайбу. Провод от генератора спускают к низу стойки.